Определившись с типом микрофона, потребитель переходит к этапу подбора конкретной модели и сталкивается с каталогами магазинов, в которых чёрным по белому написаны технические характеристики товара. Их можно также найти на официальных сайтах производителей, но сути это не меняет: если не разбираться во всех приводимых цифрах, то они покажутся бесполезными. Предлагаемая вашему вниманию статья посвящаем тому, какие спецификации следует изучать в первую очередь, и на что они влияют.

Диаграмма направленности микрофона

В зависимости от того, с каких сторон микрофон улавливает звуки, он считается однонаправленным, двунаправленным или всенаправленным. Параметр, определяющий «угол охвата», называется диаграммой направленности.

Однонаправленные микрофоны имеют кардиоидную диаграмму, то есть в форме сердца. Для них самым «слышимым» является источник, находящийся спереди, по мере приближения к углу 90 градусов громкость спадает, а волны, приходящие сзади, не воспринимаются вообще. Такие решения нужны в звукозаписи для того, чтобы снять звук с одного инструмента в оркестре, но при этом избежать попадания в его канал соседнего. В бытовой аппаратуре однонаправленные микрофоны применяются при необходимости минимизировать посторонние шумы. Это требуется, к примеру, во время репортёрской работы на улице.

Гиперкардиоидная диаграмма подразумевает ещё меньшую чувствительность по бокам, чем кардиоидная, чем нередко пользуются вокалисты, выступающие с громким инструментальным аккомпанементом. Правда, здесь есть два «но»: во-первых, гиперкардиоидный микрофон не подходит тем певцам, которые активно двигаются на сцене, из-за того, что малейшие отклонения от прямого угла приводят к искажениям тембра и снижению громкости. Во-вторых, в диаграмме направленности таких устройств заметен небольшой «лепесток» сзади. Из-за него в канал могут проникать звуки, находящиеся позади исполнителя.

Всем микрофонам кардиоидного типа присущ эффект приближения, выражающийся в зависимости количества низких частот от расстояния до источника. Чем ближе микрофон, тем насыщеннее «низы» в звуке. Эта особенность легла в основу распространённого среди вокалистов приёма: в момент попытки взять более низкий тембр они приближают микрофон ко рту.

Двунаправленные микрофоны подходят для случаев, когда требуется записать сразу два инструмента или дуэт вокалистов, но при этом остальные звуки должны остаться «за кадром». Их диаграмма направленности имеет форму цифры «8», а посему называется на языке профессионалов восьмёркой. Несмотря на то, что на сцене такие микрофоны практически не встречаются, сценариев их применения существует немало, и большинство из них относится к студийным.

По бокам такой микрофон «слышит» ещё меньше, чем гиперкардиоид, а значит, получится записать даже голос исполнителя, который поёт, одновременно играя на гитаре. Нередко в студии можно видеть двух вокалистов, поющих друг напротив друга в один микрофон. Также двунаправленность позволяет делать стереофонические записи больших оркестров. Не в музыке «восьмёрки» встречаются у журналистов, проводящих интервью — это позволяет не переводить микрофон с собеседника на интервьюера в процессе диалога.

Ряд моделей позволяют менять диаграмму направленности специальным переключателем. Такие решения более универсальны, хотя профессиональные работники студий и музыканты предпочитают иметь несколько микрофонов разного типа.

Всенаправленные, или ненаправленные микрофоны обладают круговой диаграммой, у них отсутствует эффект приближения. Это значит, что они чувствительны к звукам, приходящим со всех сторон, причём с постоянно ровным частотным откликом. Плоская АЧХ, объёмное звучание, невосприимчивость к ветру, взрывным и шипящим согласным — основные плюсы данного вида. Однако актуальны перечисленные достоинства только при работе в студии — на концерте такой микрофон бесполезен.

Максимальная величина звукового давления

Если попытаться записать громкий звук вблизи его источника, то результат разочарует — запись будет искажена перегрузками, а в ряде случаев эксперимент может закончиться выходом микрофона из строя. Наибольшие уровни звукового давления выдерживают динамические микрофоны, а вот ленточным работа при высоких децибелах противопоказана. Каков порог максимальной величины звукового давления (Sound Pressure Level, SPL), можно узнать из паспортных данных устройства.

Не лишним будет обратить внимание на наличие аттенюатора. Эта функция понижает чувствительность, делая запас по показателю SPL примерно в 10 дБ. Снабжённое такой кнопкой оборудование с заявленной максимальной величиной звукового давления, к примеру, 130 дБ, в реальности может без искажений записывать сигнал 140 дБ.

Ещё одна полезная опция для избавления от искажений — обрезной фильтр. Он отсекает ненужные частоты звукового спектра, содержащие помехи. К примеру, обрезав частоты ниже 70 Гц, можно избавиться от гула, топота и других неприятных шумов.

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ)

Этот параметр присутствует в спецификациях любой аудиоаппаратуры и отражает, какой частотный диапазон оно способно воспроизводить, одновременно указывая на уровень громкости каждой частоты. В отношении колонок и наушников принято стремиться к ровной или почти ровной АЧХ, а вот с микрофонами не всё так однозначно.

В некоторых случаях пики или провалы на определённых участках графика расцениваются не как недостаток, а как особенность, указывающая на предрасположенность модели к определённой сфере использования. Возьмём ситуацию с заметным подъёмом в районе 1–2 кГц и спадом в районе низких частот. Образец с таким рельефом АЧХ подходит для записи вокала — голос будет разборчивее, бубнение исчезнет, а вот для работы с ударными или басовыми музыкальными инструментами непригоден.

Когда же требуется снять звук сразу с нескольких инструментов или, в особенности, большого оркестра, то чем ровнее АЧХ, тем лучше. Наилучший показатель в таком случае у конденсаторных микрофонов круговой направленности. Динамическим микрофонам свойственна худшая равномерность амплитудно-частотной характеристики и меньший диапазон частот, но надо понимать, что везде есть исключения.

Переходный отклик

Несмотря на различия между динамическими и конденсаторными микрофонами, все они имеют в своей основе мембрану, колебания которой под воздействием звуковых волн и превращаются впоследствии в электрический ток. Соответственно, чем больше и тяжелее мембрана, тем больше времени ей требуется, чтобы начать движение, а потом затормозиться. Это время на языке технических характеристик микрофонов называется переходным откликом.

Переходный отклик микрофонов динамического типа достаточно велик, поэтому им труднее успешно справляться с инструментами с короткой атакой. Лучший показатель демонстрируют широкомембранные конденсаторные микрофоны — именно им и отдают предпочтение барабанщики, особенно в плане записи высокочастотных ударных, таких как тарелки.

Заключение

Вот мы и завершили рассмотрение основных особенностей микрофонов, на которые следует обращать внимание при их покупке. Разумеется, что подход к выбору будет различаться в зависимости от цены и класса приобретаемого товара. Если речь идёт о дешёвой модели для пения в караоке дома без использования высококачественной аппаратуры, то достаточно будет сравнить «кандидатов» по удобству их держания рукой, длине кабеля и наличию/отсутствию беспроводного подключения. В случаях, когда микрофон покупается для более профессиональных задач, подход должен быть намного взвешеннее.

Но даже штудирование технических характеристик, изучение диаграмм и графиков не гарантирует удачную покупку. Причина кроется в том, что микрофон — не единственное звено в цепи звукозаписи. На качественный результат влияют не только и не столько параметры микрофона, сколько ряд других факторов, таких как настройки инструментов, усилителей, акустика помещения. Правильный микрофон можно выбрать только с учётом всех этих аспектов в совокупности.

Добавить комментарий

Пожалуйста, напишите ваш комментарий.
Пожалуйста, укажите ваше имя.