Гильоширование, или выжигание по ткани – техника довольно редкая, но оттого не менее увлекательная. Этот вид рукоделия позволяет создавать уникальные ажурные узоры для украшения домашнего текстиля, предметов одежды и различных аксессуаров, превращать заурядный кусок материи в изящный декоративный объект.

Материалы и инструменты для выжигания по ткани

Главным прибором для гильоширования является пирограф – прибор-выжигальщик. Устройство оснащается внутренним нагревателем, подающим жар на кончик игольчатой насадки – накалившись, она опаляет волокна в месте контакта с материей. Хороший агрегат отличает возможность регулировки температуры (максимальное значение – 300 градусов), что будет очень кстати при работе с разными типами ткани. В процессе выжигания игла постепенно обрастает окалиной, поэтому вам понадобятся лезвие и хлопчатобумажная тряпочка для поддержания ее чистоты (если пренебрегать периодической «уборкой», насадка будет греться гораздо хуже).

Обратите внимание: очищать иглу «грубой силой» — лезвием или мелкозернистой наждачкой, — можно только после того, как прибор будет отсоединен от сети. Это делается примерно каждые полчаса; прямо по ходу занятия насадку следует аккуратно вытирать о кусок ненужной х/б ткани.

Рабочей поверхностью традиционно служит стекло. Его оптимальная толщина – полсантиметра, края должны быть тщательно сглажены или обмотаны плотным слоем изоленты.

Само собой, для создания замысловатого рисунка необходим трафарет – шаблон, изготавливаемый из листа ватмана, фольги или тонкого картона. Зачастую в ход идут самые разные подручные предметы – в частности, чтобы проделать идеально ровное отверстие, к ткани прикладывают раскаленную плоскую шляпку гвоздя, а если полотну надо придать резные края, обводится половина монетки.

Выбор ткани для гильоширования

Для гильоширования отбираются исключительно синтетические ткани: бархат, органза, капрон, материи с включением люрекса, атлас, искусственный шелк, кримплен, капрон, трикотаж и т.п. С натуральными материалами лучше не экспериментировать – затея обречена на провал, поскольку вместо оплавления они сразу же загораются.

Техника гильоширования по ткани

Техника гильоширования по ткани

Прежде всего, выбранную ткань необходимо хорошенько прогладить. Подготовленная материя растягивается на стекле, сверху надежно фиксируется трафарет. Насадка пирографа огибает контуры шаблона (очень важно, чтобы эскиз был вырезан как можно аккуратнее и тщательно зашлифован), прожигая его насквозь и оставляя след на ткани, причем прикладывается строго определенным образом — перпендикулярно рабочей поверхности. В отличие от выжигания по дереву, когда изображение обрисовывается плавными линиями, рисунок на тканном полотне выводится точечно или пунктирно, шаг за шагом. Искусство требует терпения!

Обратите внимание: штрихи узора ни в коем случае не должны пересекаться между собой, в противном случае на ткани попросту останется дыра.

На протяжении всей работы ткань и размещенный на ней трафарет должны оставаться неподвижными, для удобства их прижимают грузом. Как показывает практика, лучше всего начинать выжигание с центра полотна, расправляя и слегка растягивая материю пальцами. При необходимости можно скрепить несколько слоев ткани (например, если требуется перенести отдельную аппликацию на общий фон или сделать флизелиновую подложку): их спаивают таким же точечным образом, но крайне деликатно, не допуская образования сквозных отверстий.

На заметку: если последовательно накладывать слои ткани друг на друга, можно получить сложную многоцветную фактуру – например, общий контур древесного листа обводится на светлой материи, а прожилки вырисовываются уже на темной.

В том случае, если организована подсветка снизу, то есть с обратной стороны стекла, эскиз с четкими, жирными линиями подкладывают под ткань — узор проецируется прямо на нее. Вырезать такой шаблон не требуется; само собой, бумага припечатывается к материи, по окончании работы лишние текстильные детали подцепляются канцелярским ножичком и осторожно убираются. Затем к полученному узору прижимается фоновая ткань (основной материал изделия) – ее, как и первую для орнамента, размещают «лицом» к листу. Чтобы крепко спаять слои, обрисовывается точечный контур (короткие штрихи можно отсаживать на некотором расстоянии, главное, сразу и посильнее придавливать пальцем). Бумага подлежит удалению, а узор, сцепленный с фоном, прорабатывается дальше, более подробно и скрупулезно. Излишки нижней ткани обрезают ножницами — текстилю придается задуманная форма, по желанию рукодельницы могут создаваться декоративные отверстия.

Куда применить результаты труда

Овладев техникой гильоширования, вы сможете создавать декоративные салфетки, платочки и скатерти своими руками, причем совершенно эксклюзивного дизайна. Простор для творчества поистине огромен: аппликации, выжженные из ткани, становятся стильными украшениями для подушек, ламбрекенов, шарфов и текстильных сумок, с их участием формируются прекрасные панно для любых направлений интерьера. Особенно эффектно выглядят объемные цветы с каркасом из тонкой проволоки – их собирают в букеты, крепят на шляпки, ободки и заколки для волос, используют в качестве брошей, превращаются в подхваты для штор, привлекают к оформлению различных поделок — например, фотоальбомов, блокнотов и открыток в скрапбукинге.

При помощи гильоширования изготавливают кружевные воротнички, манжеты и пояса для блузок или платьев. Изделия допускают стирку в условиях бережного отжима, без растягивания и перекручивания.

Добавить комментарий

Пожалуйста, напишите ваш комментарий.
Пожалуйста, укажите ваше имя.