В Иерониме Босхе европейские страны видят основателя сюрреализма, т. е. входящего в моду полного отрицания в любом виде искусства логики и рациональности. В пятнадцатом столетии, когда разум, наконец-то восторжествовал над темными годами Средневековья, фантастические силы тьмы, огромное войско жутких в своей оболочке демонов встали из небытия и пустились в разудалую пляску на полотнах незаурядного живописца и пришедших ему на смену сюрреалистов. Образы, которые запечатлел в картинах Иероним Босх и в наши дни дает пищу романтикам.
Йероен ван Акен, которого впоследствии назовут Босхом, появился на свет в 1450 г., в Хертогенбосе (Нидерланды), в семье потомственного живописца. Его отец и дед тоже писали лики святых для храмов. В архиве можно найти документы о приобретении у них картин для разных церквей.
Учился Иероним Босх не только у своего отца, но и у посещавшего город живописца Д. Боутса. Об Иерониме есть упоминания в 1480 г., где он называется членом «Братства Богородицы», затем его руководителем. В 1489 г. им были изготовлены створки алтаря для храма Св. Иоанна. Об этой работе восторженно отозвался Филипп Красивый. Одновременно он нарисовал эскизы для витража.
Босх оформляет различные шествия и становится известен далеко за пределами своего города. Семья Босхов селится в пригороде, где у них хороший дом и большой участок, полученные им как приданое жены.
Босх практически не выезжал дальше Хертогенбоса, хотя все современники говорили о нем, как о человеке весьма общительном и любознательном. Художник долгие годы поддерживал хорошие отношения с Эразмом Роттердамским, рисовал картины, где прослеживаются мотивы книг Эразма.
В наши дни искусствоведы признают авторство Босха в 40 картинах, однако содержание их загадочно, так как нет документальных источников, которые могли бы его прояснить. Мастер не ставил на них подпись и дату. Есть лишь один путь проследить его творчество – это договора и церковные книги, которые действительно помогают датировать некоторые работы.
После женитьбы мастер написал «Семь смертных грехов», где запечатлена обычная жизнь тогдашнего общества. Мастер предпочитал работать начисто, без подготовительных набросков. Босх также хорошо знал кузнечное дело. Для центрального храма он написал витраж, выковав для него превосходную рамку из металла.
Как и многие ученые той эпохи, Иероним Босх увлекся алхимией и отлично знал демонологию Средневековья. Он дружил с богословом Дионисием ван Рейкелем. Впоследствии тот подвергся преследованию инквизиции. Но Босх не отрекается от него и регулярно навещает.
Произведения литературы демонического содержания навеяли образы, которые видны на полотнах мастера. Рассмотрим триптих «Искушение св. Антония» здесь изображены ведьмы, которые торопятся на шабаш, а на холсте «Страшный суд» есть сцены из обрядов черной мессы.
Перед полотном Босха, где изображен св. Антоний, в одном из музеев Лиссабона, можно часами созерцать изображенные фигуры, а их огромное количество. Дело не в святом Антонии. Церковь славит его за победу над многочисленными искушениями. Кажется, что вся картина – это ирония Босха. Словно он смотрит, что вам трудно оторвать взгляд от ползучих гадов, жирных чудовищ, и в таком поистине мерзком сочетании картина по своему пленительна.
Всемирную известность Иерониму Босху обеспечили – алтарные триптихи. В «Саде земных наслаждений» – живописец создал образ грешной жизни человека.
В быстром круговороте невероятные позы, объятие, проглядывающее через прозрачную пленку пузыря, за ними огромный распустившийся цветок; перед нами процессия фигур – безумных и от того отчаянно-веселых и безудержных. Это своеобразная аллегория грехов. Это жизнь, которая у Босха, словно искусной рукой фокусника вывернута наизнанку.
На полотне «Воз сена» – отрицающие Бога уныло бредут в ад, тоже располагающийся на этой земле. Действие между Раем и Адом – иллюстрация начала и конца земного пути человечества. Сюжет изображает известную поговорку “мир – воз сена, бери его сколько сможешь”. И совершенно неожиданно наш взгляд непроизвольно устремляется вверх. Всей этой толпе противостоит загадочная сценка (влюбленная парочка, на верху копны сена, играющая на музыкальном инструменте) и невероятная роскошь цвета.
Иероним Босх жил во время, когда Нидерланды утратили свою независимость. Государство попадает к австрийским Габсбургам. В стране идут дискуссии теологов, борьба внутри церкви, которая потом выльется в движение Реформации. Печальная ирония, а чаще просто сарказм Босха всецело отражают нравы эпохи. Мастер умело и даже с некоторым ожесточением подчеркивает невежество духовников.
К так называемым «поучительным» произведениям можно отнести «Фокусника» и др. Критика церковнослужителей в полотнах мастера не мешает католику Филиппу II приобретать полотна этого живописца.
В последние годы своей жизни художник обратился к теме одиночества. Он пишет «Блудного сына». Герой – сухонький, в разодранном платье, напоминающем откровенные лохмотья… Кажется он писался мастером с натуры – искусство Европы еще не знало подобных изображений крайней нищеты. Это сын, покидающий родной дом. На изможденном лице диким пламенем сверкают глаза – они словно различают что-то неведомое в дали. А позади жизнь, которую он оставляет. Дом с прохудившейся кровлей и оторванной ставней, словно бы даже поскрипывающей на ветру, до дрожи реален. Вокруг идет обычная жизнь, никто даже не замечает юношу…
Только природа на полотнах всегда божественно чиста. И палитра красок этого величайшего произведения ясно выражает мысль художника – серо-белесый невнятный тон объединяет и людей и природу. А бледно-розовые и размыто-сиреневые тона пронизывают это единство глубокой печалью.
Босх изготавливал великолепные гравюры. Его произведения приобретались европейскими монархами для своих коллекций и галерей, хотя очень часто современники не воспринимали их всерьез.
Скончался Иероним Босх в 1516 г. у себя на родине.